О бизнес образовании

Открытое дистанционное образование (ОДО) – это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования.

В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль играет также тьютор (преподаватель-консультант), который прикрепляется к группе студентов. Другие компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Данная технология неотделима от заложенной в её основу системы стандартов качества обучения.

Наибольшее влияние на создание ОДО оказали фундаментальные достижения в таких областях, как образовательные методики, информационные технологии и маркетинговые методы обслуживания потребителей. Важнейшую роль сыграло также осознание необходимости перехода в образовании от использования отдельных методик к комплексным учебным технологиям, широкому применению разделения труда, системного и сетевого подходов, обеспечивающих высокое качество при массовом предоставлении услуг.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ПОДХОДЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Комплекс образовательных методик и подходов
  • Для повышения эффективности обучения в технологии ОДО используется комплекс методик и подходов к образованию, ориентированный на потребности и восприятие менеджеров. Его основные элементы следующие:
  • Сближение обучения с практической деятельностью студента – обучение на базе рабочей ситуации, вовлечение в учебный процесс практического опыта студентов и др.
  • Использование наиболее активных методов обучения, позволяющих экономно расходовать время студента, таких, как групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», работа с интерактивными учебными материалами и т.д.
  • Образовательный подход: помощь в проявлении уникальных способностей студента, формировании его собственной цельной картины взглядов на управление фирмой посредством усвоения концепций, применимых в широком диапазоне ситуаций.
  • Андрагогический подход – системное использование особенностей обучения взрослых людей, которые уже обладают организационным опытом, сами выбирают, что им учить и могут обеспечить самоконтроль процесса обучения.
  • Развитие творческих способностей студентов, умения принимать решения в неординарных условиях путем использования проблемных методов обучения (case study и рабочие ситуации).
  • Развивающий подход – обучение умению не только знать, но и думать, использовать знания, регулярно повышать свой интеллектуальный уровень.
  • Универсальность изложения курсов и применение методов адаптации содержания к конкретным условиям.
Маркетинговый подход к обслуживанию студентов
  • Обеспечение максимального удобства обучения и его доступности для студентов
  • Системный подход к обеспечению студентов всем необходимым для обучения
  • Оптимизация финансовых и временных затрат студентов, отнесенных к эффективности обучения
  • Стандартизация технологии обучения
  • Система поддержания уровня качества
  • Модульное построение программ обучения. Возможность выбора студентом курсов и темпа обучения в соответствии с потребностями
  • Сочетание индивидуальности обучения с экономией от масштаба за счет использования сетевых методов обслуживания
  • Помощь в приобретении студентом не только знаний и умений, а и многого другого, необходимого для успешной деятельности руководителя
Методы обучения

Заочные

  • Самостоятельные занятия с учебными материалами.
  • Письменные работы – самостоятельное активное обучение с привлечением рабочей ситуации; текущий контроль и коррекция обучения.

Очные

1. Тьюториалы (семинары) – активное групповое обучение; получение обратной связи, коррекция обучения и мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.

2. Воскресные школы – активное групповое и межгрупповое обучение в режиме «погружения»; коррекция полученных знаний, мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.

3. Группы взаимопомощи – взаимообучение студентов, обмен опытом и установление деловых связей.

4. Письменный экзамен.

Основные изменения в методах обучения
  • Использование интенсивных методов обучения
  • Оптимальное сочетание различных методов обучения
  • Специально разработанные учебные материалы
  • Обучение на основе рабочей ситуации студента
  • Взаимообучение
Элементы обучения с помощью информационных технологий
  • Тьютор едет к студенту, а не студент к тьютору
  • Использование элементов консалтинга
  • Сетевая система обучения
Основные выгоды для студента, предоставляемые данной формой обучения
  • Эффективное обучение без отрыва от работы
  • Уникальная практичность обучения
  • Экономия финансовых и временных ресурсов студента примерно вдвое
  • Высокий, стандартный уровень качества обучения
  • Получение дополнительных услуг (деловые связи, консультации и др.)