С 3 по 25 ноября в Перу проходит образовательная экспедиция студентов МВА ЛИНК «Стратегия», выбравших «Развивающее управление и закономерности развития организации» как курс по выбору. Это уникальный курс, который изучается не в аудиториях, а в экстремальных условиях дикой природы. Студенты наблюдают и анализируют признаки развития живой природы, этносов, духовных структур, проводят аналогии с развитием организаций и приходят к управленческим следствиям.

Периодически автор курса Андрей Теслинов высылает с места событий свои репортажи-наблюдения, фотографии и промежуточные результаты образовательной экспедиции.

 

 

 

Андрей Теслинов Андрей Теслинов, тьютор-мастер, профессор кафедры методологии и дидактики бизнес-образования в ЛИНК, автор курса «Развивающее управление и закономерности развития организации».

24 ноября, 2008 

Амстердам

Амстердам

Garden Hotel

 

Наверное, после погружения в откровенную, обнаженную и в чем-то наивную среду потомков Тиуанаку и Инков в Перу и Боливии можно было и в России испытать контрастные переживания.

Но в Амстердаме это произошло существенно ярче.

В первой же прогулке по удивительно красивому, изящному, умытому многими каналами, вылизанному за века городу вспомнились три простых правила перуанцев: не ленись, не воруй, не обманывай. Здесь правил оказалось во много и много раз больше... 1) В интернет можно заходить только с пластиковой карточкой (в Боливии на высоте 4000 метров в любом отеле вход свободный); 2) при входе в трамвай необходимо уметь считать и знать обозначения маршрута (надо рассчитать свои остановки и стоимость билета); 3) в самом трамвае нужно знать правила обращения с автоматом (иначе он блокирует попытки); 4) кафешки надо различать по назначению (с марихуаной или просто с кофе)...

Утром после небольшой ночной снежной метели город активно очищался. Появились люди с метлами от снега, от мелких сучьев, от влажной листвы..., люди с трубами, выдувающими осенние листья из роскошных кустов частных домов, люди в касках и цветных одеждах, выравнивающих мостовые... На сравнении стало ясно, что любой большой европейский город — это огромная энергетическая яма. Ради уменьшения энтропии, ради социального порядка, скажем, Амстердам расходует «мегаджоули» энергии. Это ему нужно. Без этого город умрет — это понятно. Понятно, что примерно сколько же мегаджоулей ему нужно генерировать, чтобы не «выедать» поле вокруг себя. А чтобы развиваться ему нужно еще столько же... И это у него есть? И как он это делает? И как это можно заметить? И что же такого заметного создано в Голландии со времен Великих Художников?

Размышляя так, мы пришли к простым рецептам организационного поведения:
  • «Не усложняй» — не усложняй оргструктуру. На ее поддержание тебе придется потратить много ресурса
  • «Изобретай» — изобретай идеи, повышающие энергетику компании. Ее должно становиться больше, чем ты потратил (закон Подолинского — Бауэра — Вернадского)
  • «Освобождайся» — освобождайся от того, что ограничивает свободную энергию компании. Чем более «вязко» ее устройство, тем больше «тепла» уходит на «нагрев».
Вот еще несколько амстерадмско-перуанских параллелей:
  1. Без специальных усилий, так сказать, самотеком любой процесс ослабляет свою мощь. Так, в перуанской Амазонии мы узнали, что в индейской культуре галлюциногены издревле играют роль поддержания мира, в котором индейцы духовно взрослеют, которому они задают сокровенные вопросы о жизни и который прямо отвечает им, направляя поступки. Те же травы, грибы, привезенные из Нового Света и которые нынче свободно продаются в Амстердаме, ничего такого не создают. В лучшем случае они «пробивают» на беспечное веселье, как этих девчонок. При меньшей удаче — валят по винтовой лестнице с третьего этажа на первый.
  2. Любое усилие, любое изменение, доведенное до края, рано или поздно приводит к своей противоположности. Так, доведенный до предела авторитаризм в компании рано или поздно приводит к демократии. И наоборот. Так, любой культ, дошедший до предела, рождает противоположное... Мы не сильно удивились, обнаружив, что знаменитый район «Красных фонарей» в Амстердаме (Red Light District) с трех сторон обрамлен старинными соборами (Oude Kerk, Nicolaas Kerk, Zuiderkerk). Понимая теперь этот закон, не удивительно и то, что наибольшее скопление coffeeshop (кафе с легальными наркотиками) оказалось вокруг площади Великого Рембрандта. Кстати и посетителей в них много больше, чем в музее Ван Гога...
  3. Самое серьезное испытание для руководства (компании, страны — есть ли разница?) состоит не в том, чтобы научить персонал (подданных) делать то, что он должен делать. Оно состоит в выборе направления использования своих свобод. Так, например, высокогорная Боливия «тратит» свою свободу на многочисленные войны, в которых много раз уже теряла свои территории, в том числе и потеряла выход к океану. Это выбор! Голландия тоже как-то использует свои свободы... с тех самых времен Великих Художников. И Россия...
  4. Всюду игра противоположностей. Есть компании с доверительными внутренними отношениями, а есть — с отношениями предельно формальными... и те, и другие могут быть успешными. Как есть мир правил, исходящих из смыслов совместного выживания в сложных условиях, так и мир правил, исходящих... из чего-то другого. Мы не пробовали, но вряд ли нашу команду (15 человек) пустили бы в глубокой ночи в первый попавшийся дом, скажем, на улице Apollolaan... как это сделал Теодоро на правом притоке Амазонки. И это правильно!

Образовательная экспедиция МИМ ЛИНК под знаменем «Живой параллели» заканчивается. Последняя часть команды возвращается домой. Слава Богу, все живы и здоровы — это было непременное условие проекта и забота организаторов. В ближайший месяц участникам путешествия как слушателям МВА курса предстоит выполнить письменную работу с выведением уроков «параллели» для развития самих себя и своих организаций. Стало быть, открытия, которые, как известно, совершаются в тиши, еще впереди. Но, судя по первым отзывам, все это было не напрасно:

    «Все не умещается в голове. Ценность всего этого для меня — вызов» (Марат Даутов)

    «Поворотное событие в моей жизни, как по причине постижения многих истин, так и от знакомства с такими людьми. Мощный толчок в плане личностного развития» (Олег Огнев)

    «Была поражена, насколько законы Вселенной универсальны, сравнивая законы развития бизнеса, развития личности... Каждый из нас вернется домой другим» (Вита Холмогорова)

19 ноября, 2008 

Ла Пас, Боливия

Hotel «Europa»

 

По приземлению в Ла Пасе мы поняли, что здесь все летают с лихостью. Самолет трижды подпрыгнул на посадочной полосе и быстро остановился. Уже на трапе мы почувствовали — воздуха не хватает.

Высота около 4000 метров, но не так жарко, как в Перу. Глиннокаменная высокогорная Боливия — это совсем другое. В отеле мы увидели людей с кислородными баллонами и масками... Хорошо, что группа оказалась выносливой и в целом здоровой. Обошлись без кислородных масок. Хотя вчера, близко к 5000 метрам они нам не помешали бы.

Остаток дня 17 числа провели на Рынке Ведьм, закупая теплые вещи и еду. Не зная даже этого необычного названия (Рынок Ведьм), мы как-то так его и назвали бы после путешествия между лавками с сушеными эмбрионами лам, со шкурами Анаконд, галюциногенами типа Сан Педро, Аягуаска и другими. Оказывается, все это годится в непростом человеческом миру.

Наутро отправились на знакомство со свидетельствами древнейшей цивилизации Тиуанаку. Она просуществовала на Южноамериканском континенте около 2500 лет. Стало очевидно, что служение Солнцу и Луне инки заимствовали у них. И не только это. Трудно представить себе уровень технологий этих древних людей, позволявшим им без металла вытачивать сложные фигуры из огромных каменных глыб, выстраивать сложные конструкции, поддерживать свое существование на огромной территории в течение тысячелетий. Один из интересных уроков состоялся для нас в том, что центральным субъектом культа Тиуанаку был Веракоче, просветитель, некто из белой расы, пришедший, как «говорят» мифы, в империю с юго-востока. Культ просветительства, наряду с поклонением Солнцу как источнику жизни и развития и Луне как противоположному аспекту мира, навел нас на многие мысли относительно наших собственных ценностей.

Надо сказать, что перед Боливией содержательная часть курса «Развитие организаций и развивающее управление» завершилась. Здесь мы приготовились наблюдать за инаковостью, пополняя библиотеку природных феноменов развития. Поэтому в Боливии специальных тьюториалов уже не было — мы просто наблюдали новый для нас мир, размышляя, философствуя.

С развалин храмов Тиуанаку группа отправилась к озеру Титикака. Это озеро расположено на высоте около 4200 метров и «принадлежит» одновременно Перу и Боливии. Чистое, голубое, чудо-прозрачное, огромное озеро... Но не Байкал. Относительно быстро сговорившись с владельцем катера, мы отправились на поиски островных индейцев. Надо сказать, что эта часть путешествия в большей мере близка к тому, что обычно называют «экстрим». Помимо ночного холода и опасностей лихорадки было еще кое-что, что создавало хорошую интригу. Нас не ждал катер на берегу, нас не ждали островные индейцы, мы не знали точно их расположения на озере, мы не знали встретят ли они нас радушно или закидают стрелами, не знали точно того ущелья, в которое отправимся к высокогорным индейцам после Титикака... Были только вера в профессионализм нашего проводника Андрея Шляхтинского в удачу и хорошо сложившуюся команду, которая к этому времени состоялась. .

Переход по озеру Титикака оказался не простым. К вечеру поднялся сильный ветер, катер начало болтать. Слава Богу, и здесь все окончилось хорошо. На одном из островов нас пересадили на другой, более сильный катер. Путешествие по озеру затянулось и мы, как это уже было на Амазонке, снова искали индейцев уже в ночи. Нашли... Нас перевезли на большой самодельной индейской лодке на плавучий остров с тростниковыми хижинами. Похоже, от любопытства на небольшой плавучей куче тростника собралась вся деревня, с женщинами, детьми... После ночного чая, под совершенно незнакомым с звездным небом мы улеглись в тростниковых хижинах по несколько человек. Прохладная ночь на воде, с криками незнакомых птиц, с шорохами, всхлипываниями... Все остались живы. Утром мы проснулись под неспешный говор жителей индейской деревни. Что-то купили из их незатейливых поделок, поели вместе с мужчинами их традиционную картошку с бобами и кукурузой, поговорили «за жизнь». Удивительная сила в жестах! Если не все из слов, но главное понимали почти все. К тому же в конце второй недели путешествия многие уже стали понимать чужой язык. А их здесь очень много. Индейцы говорят на смеси испанского, кечуа, амакоре и других языков. Нам помогали.

После озера группа отправилась в глубину Андских кордельеров. По замыслу проекта для полноты картины инаковых форм развития нам надо было увидеть нечто совершенно разное. В эту завершающую часть путешествия мы хотели увидеть и испытать жизнь высокогорных индейцев Боливии. Это нечто совершенно иное, чем в Перу.

Машина поднималась очень тяжело и на высоте около 4900 метров отказала. К этому времени мы нашли хижину одного из отшельников индейской общины, некоего Дона Панчо. Он позволил нам провести ночь в его каменной хижине с соломенной крышей. Поев горной форели и собственной мясной похлебки, мы улеглись, тесно прижавшись друг к другу — холодало. Наутро выпал снег...

Что же такого есть в этих диковинных приключениях, во встречах с незнакомой культурой чужого народа, что может пригодиться искателю степени МВА? Каждый участник группы отвечает про это по-своему. Мы еще напишем про это. Кроме того, всем участникам экспедиции еще предстоит в письменной контрольной работе ответить на вопросы о развитии своей организации, о пользе переоткрывания закономерностей развития собственной деятельности через наблюдение незнакомого, через помещение себя в непривычные условия жизни. Но уже сейчас кое-что открывается...

  • Развитие происходит скачками, преодолением инерции того слоя жизни и деятельности, в котором происходило предыдущее развитие. Причем для скачка нужна новая, дополнительная и немаленькая «порция» энергии, подобная той с которой индейская община однажды за день-два строит молодой семье новое жилье (Сергей Потапов)
  • Глубокая гармония в бизнесе или в любой его деятельности не появляется в каких-то частных ее свойствах, а обретается только при восхождении к смыслам, которые создаются в ходе нее самой. Говоря словами Тейяра де Шардена (примерно) «Деятельность нуждается в обожествлении, чтобы стать целостной и гармоничной». Мы видели огромное количество свидетельств такого рода «обожествления», «одухотворения» деятельности, жизненного уклада, домов, городов, которые вовсе не связаны с простым выживанием цивилизации. Понятно, что все это связано с приданием существованию и развитию полноты и завершенности (Вита Холмогорова)
  • У слабых или ослабленных народов, в том числе и горной вялостью и пассивностью, почти нет шанса сделать шаг в развитии. Вся их энергия тратится на поддержание собственного функционирования, а на развитие нужны новые активности. Видимо, дети Дона Панчо никогда не появятся в аудитории слушателей МВА-программы...

Путешествие заканчивается. Завтра перелет из Боливии в Перу, а затем и домой. Небольшая группа команды пожелала чуть продлить путешествие в Нидерландах. Интересно, как откроется, по словам философов и культурологов, «вышедшая на пенсию Европа», взгляду, привыкшему за три недели к картинам живого, откровенного, наивного и непростого развития народов в непростых условиях амазонской сельвы и горной части верхнего и нижнего Перу?

В аэропорту Ла Паса увидели объявление, что теперь в эту страну не обязательно лететь с сертификатом прививки от желтой лихорадки. Жаль, а мы ее сделали... Может быть, чтобы это было не напрасно, следующую «Живую параллель» провести в тех странах Африки, где эта прививка еще нужна? Однако, аппетит возникает во время еды — хочется понять Чили и Аргентину. Ну, подумаем об этом дома.


13 ноября, 2008. 

Урамамба, Перу

Hotel «San Agustin»

После встречи с перуанской Амазонией группа отправилась на юг страны в исторический, духовный и культурный центр инков — город Куско.

Перелет Икитос — Лима — Куско показался нам хорошим испытанием самообладания. Самолет с большой высоты, казалось, упал на посадочную полосу в Куско, пролетев по горному ущелью между снежными пиками. Высота 3500 метров над уровнем моря... это Анды. Молодые, красивые, острые горы. После равнинной и жаркой Амазонки все это показалось другой страной. Если не считать однодневной повальной вялости команды и небольших кровоподтеков, то акклиматизация прошла в целом успешно.

Прогулки по Куско подтвердили — мы совершенно в новом контексте, в котором и люди, и дома, и ритуалы, и песни совершенно иные. Начались наблюдения и выстраивание «параллели».

Оказывается...Инки обладали каким-то масштабным мышлением, выстраивая города так, чтобы их расположение повторяло известные им созвездия. Этот же подход ярко проявлен в знаменитом «амфитеатре» инков, в котором они в виде террас отразили все основные климатические зоны своей империи. Это навело на мысль о том, что всюду они искали и воспроизводили целостности. Эту мысль усиливали и каменные стройки, превосходящие по масштабам наше воображение. Безусловно, им была известна идея целостности, которая потеряна нами во многих формах построения бизнеса.

Горная часть Перу оказалась населенной индейцами незнакомого, непохожего на амазонский вариант жизнеустройства типа. Здешние горные индейцы живут в домах саманного типа, поклоняются Солнцу и Луне, духам земли и рода, еще не знают глобализации, внешне исповедуют католицизм, внесенный испанскими колонистами. С амазонскими индейцами их роднит, пожалуй, высокая чувствительность, полнота процессов жизнеустройства, долговечность существования с неизменным укладом и сдержанное любопытство к гринго. Наблюдения за горными индейцами, за остатками цивилизации инков, Тиауанаку, Увари и другими (крепости, селекционные аграрные сооружения, соляные разработки, купальни и прочее) позволили вывести несколько уроков для себя:

  • Изменение явных процессов жизнедеятельности (деятельности) не происходит без изменения мышления. Индейцы остаются индейцами всюду. Верно говорят, «чтобы измениться, нужно измениться дважды» (сначала в голове, затем в деятельности)
  • «Тонкое господствует над плотным». Ритуалы, традиции, одежда, символика, создают силы, существенно влияющие на жизненные процессы, в том числе и в компании
  • К наиболее существенной «тонкой» силе надо отнести веру, веру в успех проекта, дела. Веру надо положить в начало любого дела. (Наталья Якимова)
  • Ведут смыслы как «тонкое». Их нужно выстраивать и заботиться о том, чтобы в каждом проекте или деле были построены нужные смыслы, которые начинают работать так, что указания не нужны. (Николай Тычинский)
  • Совершая деятельности в «тонком» плане, в сознании сотрудников, можно изменять «грубый» план, как видимые результаты и процессы деятельности (Олег Огнев)
  • Как в разных, никак не связанных культурах подобны ритуалы, культы, уклады (оказалось, что горные индейцы в жизнеустройстве ведут себя подобно узбекам, подобно украинцам, казакам...), так и в разных компаниях действуют подобные законы — этим можно пользоваться, развивая свою организацию.
  • Мы можем приходить к одним и тем же результатам в бизнесе, начиная с разных стартов, но подчиняя себя одним и тем же законам (Ольга Щербакова)
    • Для того, чтобы быть сильным и получить право быть со всеми наравне, человеку необходимо, преодолев страх, встретиться со своим большим Я. Это означает приобрести целостность, как ее приобретает каждый индеец, встречаясь со своим двойником в обязательном мистическом опыте и обряде (Andrey Shlyahtinsky).
    • Рациональный человек в менеджере должен соединиться со своим духовным человеком, только при этом ему откроется понимание «тонких» явлений сложной реальности (Sergey Potapov).
    • Соблюдение традиций позволяет долго выживать организации в сложных условиях, по подобию индейских племен, которые пережили несколько цивилизаций. Но превозношение традиций не позволяет развиваться и становиться другими. Развития ради они должны быть кем-то разрушены. И в этом разрушении или, лучше сказать, преодолении традиций состоит существо механизма развития: преодоление и освоение нового — вот два рычага развития (Yaroslav Proshkin).
    • Гармония и баланс основных процессов поддержания жизни и деятельности компании не может быть целью организационного устройства, поскольку он приводит к покою. А развитие принципиально связано с нарушением равновесия. Глубинный баланс процессов жизнеустройства индейцев демонстрирует вековую стабильность, но... не развитие (Olga Sherbakova).
    • Чтобы побеждать в быстрой, динамичной среде, нужно быть во внутреннем покое. Маленькие ростом, похожие на детей индейцы дали хороший урок команде студентов. Мы не справились с ними в игре (Nikolay Tychinsky).
    • Правы мудрецы: «Победитель побежден». Нам стало понятно, что проигрыш мобилизует. Команда, компания особенно сильна в период потерь. Для персонала нужно создавать «проигрыши». В реальности, в полушутливых поединках с индейцами подтвердилось правило современного бизнеса: «Успешную команду надо продать» (Sergey Potapov).
    • Сменой контекста можно создавать сильные управляющие воздействия на организацию (Julia Proshkina).
    • Чистое, наивное всматривание в действительность обладает удивительной силой переоткрывания (Marat Dautov)
    • .
  • На утреннем тьюториале у камина в отеле «San Agustin» (город Урамамба) проявилась методологическая проблема. Оказалось, что сложные феномены развития бизнеса уже нельзя наблюдать в ходе путешествия, поскольку очевидное «показывает» нам уже последствия действия каких-то законов механизма развития. Группа пришла к выводу, что надо «слушать», и обильно «спрашивать» действительность, чтобы понять сложное.

    Состоялись поездки по нескольким историческим «точкам» перуанских Анд. Как оказалось, это были поездки по дорогам, выстроенным инками. Сильные впечатления произвели на всех соляные разработки инков, удивительный минимализм индейцев в сочетании с весьма развитым укладом жизни (школы, церкви, мастерские, нетронутые цивилизацией культурные артефакты), многоярусные экспериментальные площадки древних инков, роскошь цветных долин и остроконечных . снежников. Удивительным оказалось для всех обнаружить на развалах рынка индейцев так называемый андийский крест, собравший в своей геометрии основные идеи содержания образовательного курса, с которым мы отправились в далекое путешествие.

    Впереди еще восхождение к древней обсерватории инков и к одной из их могучих крепостей, подобных известному Чуду Света (Мачу Пикчу). А затем... Боливия. Въезд в Боливию возможен со свидетельством прививки от желтой лихорадки. Всем нам пришлось ее сделать еще дома. Осталось закупить теплые пледы, с которыми можно будет прожить в хижинах островных индейцев озера Титикака на высоте 4500 метров над уровнем моря. Решили сделать закупки в Куско.

    Группа по-прежнему сплочена и сильна. Любопытство и исследовательский азарт нарастают. По словам Михаила Ермакова, каждый день проходит на глубоком вдохе удивления и восторга.


    10 ноября, 2008 

    Икитос, Перу

    Hotel «Victoria Regia»

    Преодолеть страх и встретиться со своим большим Я

    Первая группа студентов МВА оригинального курса «Развивающее управление и развитие организаций» прибыла в Перу. Начало экспедиции под названием «Живая параллель» состоялось в столице Перу

    в городе Лима (около 10 градусов от экватора в южном полушарии).

    После однодневной акклиматизации начались исследования. Первые шаги по программе были связаны с изучением истории рождения, расцвета и исчезновения цивилизации инков. На развалинах центральных храмов инков — храма Солнца и храма Луны стало понятно, что сильный разрыв между элитой инков (примерно 2 — 4 тыс. человек) и всем остальным народом этой цивилизации без сильного объединяющего начала привел к ее ослаблению. Этим воспользовались колонисты Старого Света. Это и некоторые другие откровения из истории расцвета и падения инков послужили толчком к проведению первой параллели между устойчивостью могучего когда-то этноса и устойчивостью жизни и деятельности организации. Сильный разрыв между управленческой «элитой» компании и остальным ее персоналом и, в особенности, без сильного среднего управленческого звена, zakonomerno приводит к аналогичным процессам.

    На второй день экспедиции группа отправилась в Амазонию, Перелет из Лимы в Икитос и первая ночевка в амазонских тропиках (жара 36 градусов). Наутро отправление из порта Икитоса вверх по Амазонке на лодке местных моряков. Восемь часов вверх по центральной реке Южной Америке, ночные поиски индейской деревни и, наконец-то, мы в настоящем поселении индейцев. После короткого знакомства и вопросов относительно наших намерений, нас (15 человек) размещают в хижине одной индейской семьи. Часть группы разместилась в гамаках, вторая половина группы — прямо на полу, на пальмовых циновках... Наутро нас увидели все жители... В этой общине за 90 лет ее пребывания в джунглях на берегу амазонской старицы индейцы никогда не видели еще иностранцев. Начались знакомства с местными традициями, устройством жизни, историей рода, историей выживания в бесконечном, но суровом ресурсе амазонской сельвы.

    Вот некоторые первые следствия «Живой параллели»:

    Теперь в индейской общине знают, что такое Россия, что такое МВА, что такое ЛИНК, что такое «Живая параллель», а старший общины (здесь так называют вождя) по имени Теодоро в праздники будет носить фирменную майку ЛИНК с надписью «Интеллектуальная сборная мира». Прощанье было душевным, скупым в словах, но необыкновенно трогательным. Нам удалось почувствовать великодушие и искренность жителей индейской Амазонии.

    Следующий этап экспедиции состоится в окрестностях Куско. Это место широкого поселения древних инков и цивилизаций более древних, чем они. Мы надеемся через живую параллель открыть для себя новые сложные грани развития. Уже состоялись тьюториалы в отеле в Лиме, в индейской хижине, в лодке метисов-мореходов. Что еще там впереди...

    Немало материала для понимания развития дает нам естественная динамика процессов в нашей студенческой группе. Будучи в необычных условиях каждый здесь ведет себя немножко по-особенному. Такого опыта почти не возникает «дома». Нас здесь зовут «гринго», и относятся с большим любопытством. Нам хорошо вместе. Уже строятся новые планы.

Поделиться!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс