Я честно изучал рейтинги, публикации, сравнивал университеты и бизнес-школы. И пришел к выводу, что лично для меня наиболее правильный вариант – дистанционное образование, а учебное заведение, наиболее привлекательное в смысле соотношения цена/качество – Открытый университет Великобритании

 

Алексей Комов, менеджер отдела беспошлинной торговли Philip Moгris

Алексей Комов, менеджер отдела беспошлинной торговли Philip Moгris

Чем был обусловлен выбор Вами учебного заведения для получения степени MBA?

Я честно изучал рейтинги, публикации, сравнивал университеты и бизнес-школы. И пришел к выводу, что лично для меня наиболее правильный вариант – дистанционное образование, а учебное заведение, наиболее привлекательное в смысле соотношения цена/качество – Открытый университет Великобритании. Этот университет предлагает 3-летнюю программу MBA – очень грамотно построенную, очень насыщенную, которую, к тому же, можно пройти, что называется, «без отрыва от производства». Напротив, те наработки, которые появляются в процессе учебы, можно и даже нужно сразу же применять на практике.

Что понравилось Вам в организации обучения, в содержании программы и что не понравилось – если, конечно, такое было?

Прежде всего, понравилась гибкость организации учебного процесса – на мой взгляд, это вообще один из самых сильный моментов программы. Ты сам волен строить свои планы, и хотя существует понедельный план на каждый семестр, все основано на самодисциплине. Слушатель сам решает, когда ему читать учебники, когда прослушивать кассеты, когда писать работы – нет привязки к ежедневным занятиям с обязательным посещением.

Второй немаловажный момент – высокое качество учебников. Все они новые (в том смысле, что написаны недавно и учитывают все реалии современности), материал изложен четко и ясно. Например, один из предлагавшихся нам курсов был посвящен финансам, и хотя сам я не финансист, благодаря здорово составленному учебнику прекрасно во всем разобрался и в итоге набрал очень неплохие баллы.

В каждом семестре есть неделя, которую слушатели проводят непосредственно в Великобритании. Причем, каждый раз занятия проходят в разных местах – то в Шотландии, то в Англии, то в Уэльсе. Так что есть возможность поездить и посмотреть практически всю страну.

А что не понравилось... Честно говоря, такого я даже не помню.

В чем основные отличия обучения по программе MBA от традиционной «вышки»?

Тут надо начать вообще с основного отличия западного образования от российского. У нас традиционное высшее образование – это широкие знания по широкому кругу предметов, причем знания, которые в практической работе человек либо вообще не использует, либо использует крайне редко. Западное же образование сфокусировано: если ты электрик – ты должен все понимать про электричество, но при этом можешь не знать, где находится Аляска. Поэтому, если стоит задача обрести широкий кругозор – то лучше учиться у нас, а если получить умения и навыки для зарабатывания денег – то лучше за рубежом.

Что же касается MBA, то, повторю, главная черта этой программы – гибкость. Ты платишь деньги и имеешь возможность брать только то, что тебе действительно необходимо. Точнее, у нас было так: первый год, когда изучаются основы высшего менеджмента, программа без вариантов обязательна для всех. Первый семестр второго года, посвященный бизнес-стратегии, тоже обязателен, а дальше ты вправе выбрать из 10 опций т.е., то, что нужно именно тебе. И никакой обязаловки. Вообще, MBA дает отличное представление обо всех сферах бизнеса, и выбрать что-то одно бывает очень трудно. Например, я даже не предполагал, что курс «Креативность и инновации в бизнесе» окажется настолько интересным по содержанию и подходам к обучению и настолько полезным в моей дальнейшей работе.

Каков контингент обучающихся по программе MBA? И какова роль обмена опытом между слушателями?

Основу составляют представители среднего руководящего звена крупных компаний. Со мной вместе, например, учились люди из ТНК, менеджеры «Аэрофлота». В Россию постоянно приезжали профессора из Великобритании, и каждый месяц в субботу и воскресенье мы все встречались, слушали их выступления, обменивались мнениями. Так что и формальное, и неформальное общение шло постоянно, что, конечно же, расширяло кругозор, давало какой-то новый опыт.

Ну, а когда мы отправлялись в Великобританию, то там общение шло уже на международном уровне – в группе собирались представители Германии, Франции, Швейцарии, других стран. Был у нас даже посол одного из африканских государств (правда, он довольно быстро «сошел с дистанции»). Работа в группе, совместное решение задач – все это дает опыт международного масштаба. Насколько он полезен, я думаю, все прекрасно понимают.

Как оценивались знания слушателей в процессе обучения и по окончании программы?

У нас существовала двойная система оценки знаний. Причем, обмануть эту систему практически невозможно – контроль жесточайший. На каждую полугодовую программу выдается по 10-20 учебников, плюс аудио- и видеокассеты, CD и так далее. Сидишь, читаешь, слушаешь диски, смотришь фильмы, изучаешь Интернет-сайты, заходишь на чаты – и потом каждые 2 месяца пишешь работу страниц на 30-50 и в электронном виде отсылаешь ее в Великобританию (при этом используется особая система кодов). Профессор читает ее, присылает тебе свои замечания, оценивает – из 100 баллов. Твоя задача – набрать как минимум 40.

За каждое полугодие таких работ надо написать 3-4, но если за первую ты получил 80 баллов, то сэкономил время, потому что одну из следующих работ, по идее, можно вообще не писать – положенные за семестр баллы ты и так получишь. Одним словом, есть стимул учиться хорошо.

А вторая часть – 3-часовой письменный экзамен в конце курса. Про шпаргалки и подсказки тут можно забыть сразу: обычно экзамен проводится в каком-нибудь солидном конференц-зале, куда впускают по паспорту и с одной только ручкой в руках. Даже в туалет – и то ходишь с сопровождением. Насколько я знаю, были случаи, когда людей выгоняли с экзамена – по подозрению в списывании.

На этом экзамене тоже надо набрать как минимум 40 баллов из 100. Набрал – получил диплом за курс, а в финале – общий диплом об окончании программы MBA, который обычно вручают в торжественной обстановке в посольстве Великобритании. Таким образом, у тебя на руках оказывается несколько «маленьких» дипломов и один «большой».

Как обучение по программе MBA сказалось на Вашей карьере? И вообще, насколько важен для карьерного роста этот диплом?

Сказалось хорошо – на втором году обучения мне дали повышение. Я уже 9 лет являюсь сотрудником компании Philip Moгris, раньше работал в отделе маркетинга и продаж, а сейчас я – менеджер отдела беспошлинной торговли (в моем ведении – страны СНГ плюс Монголия). И у меня 8 человек в подчинении – во Владивостоке, Алма-Ате, Белоруссии, в разных городах и странах.

Я, конечно, не стал бы уверять, что повышение я получил только благодаря MBA. Однако степень стала одним из факторов, который помог в карьерном продвижении. Более того, руководство настолько заинтересованно отнеслось к самой идее с MBA, что третий год обучения мне оплатила фирма. Между прочим, в сравнении с недельными курсами стандартного тренинга MBA получается даже дешевле, а ее КПД неизмеримо выше.

Что бы Вы посоветовали тем, кто собирается учиться по программе MBA, но не знает, с чего начать?

Первым делом, определиться с целью. Хочешь быть самым-самым – забудь обо всем и посвяти жизнь учебе. Хочешь просто получить качественные знания – остановись, например, на дистанционном образовании. Вариантов много, и надо просто найти свой. Кстати, рейтинги изучать можно и нужно, но не один, а несколько, чтобы иметь возможность сравнить позиции, которые занимает в них приглянувшееся учебное заведение. И выбирать все же такое, чей диплом конвертируется и в России, и за рубежом.

Людям, для которых самодисциплина – пустой звук, на MBA придется очень непросто. Тут придется зажать волю в кулак, сосредоточиться, сфокусировать усилия, иначе и деньги, и время будут потрачены впустую.

Сейчас многие отдают предпочтение российским программам MBA. На мой взгляд, их преимуществом является точная привязка к нашей специфике. Скажем, в рамках программы MBA Открытого университета Великобритании нам читали некоторые краткие курсы, посвященные России, Китаю, Японии, но в целом программа была ориентирована на среднестатистический западный бизнес.

Так что, если человек собирается работать в России и не планирует в будущем выходить на международный рынок, ему, возможно, действительно лучше учиться здесь, где акцент сделан на наше законодательство, нашу систему налогообложения и т. д. Но если он работает в транснациональной или международно-ориентированной российской компании, то степень MBA лучше получать за рубежом. А лучше всего – в Великобритании или Америке, которые являются мировыми лидерами и задают тон и в образовании в целом, и в бизнес-образовании, в частности.

Беседовала Валерия МОЗГАНОВА

Поделиться!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс